«Это ты тут Промес, а там на твоё место претендует 25 Промесов»

Виталий Дьяков — человек, который хочет тренировать «Ювентус».

Виталий Дьяков уже несколько лет как закончил профессиональную карьеру игрока. Дьяк, как его прозвали, родом из Краснодара, в 2007-м оказался в системе московского «Локомотива». Вместе с молодёжкой стал чемпионом России, а позже с «Ростовом» выиграл Кубок страны. Сейчас Дьяков — одна из звёзд Медиалиги. Под конец МФЛ-4 он стал играющим тренером, сменив в ФК «Деньги» Андрея Семенчука.

В этом году у Виталия был ещё один новый опыт: он снимался в кино. Но футбол Дьяков забрасывать не планирует — он хочет тренировать. Причём не самую последнюю команду Италии. Аппетиты большие.

В интервью Анару Ибрагимову для Legalbet Виталий Дьяков рассказал: 

  • как проходили съёмки в кино;

  • был ли он переписанным;

  • каким образом его мотивировал Черчесов;

  • что думает о работе тренером;

  • как выбил себе встречу с кумиром детства.  

«Футбол снимать очень тяжело»

— Ты недавно закончил сниматься в кино. 

— Да. И не в эпизоде или в массовке, а в роли второго плана. Картина называется «Больше чем футбол». И в ней действительно рассказывается не только о футболе, а о жизни всех, кто с футболом связан. О нашей жизни. Рассказывается иногда смешно, иногда немного грустно. И, конечно, в фильме есть настоящий футбол.

— Что взято за основу?

— За основу взята история сборной Дании на Евро-1992, когда она попала туда случайно Югославия из-за вооружённых столкновений на территории страны была отстранена от участия за неделю с небольшим до старта ЧЕ, в самом конце мая 1992-го. Сборную в авральном порядке заменила Дания. И собрался кто с пляжа, кто откуда. Их называли аутсайдерами и сбитыми лётчиками. Андердогами. У всех у них были проблемы: у кого с тренером, у кого с жёнами, у кого с товарищами по команде. В нашей истории эти обстоятельства перенесены в Россию, в современность. Режиссёр изменил судьбы реальных футболистов, хотя проблемы оставил те же. И все эти проблемы помогла команде решить маленькая девочка, которая в нас поверила.

— Кого ты играешь?

— Я играю полузащитника Голубева, у которого есть мечта играть за зарубежный клуб, но потом его взгляды меняются. И вообще, в нашей истории, в отличие от жизни, всё кончается хорошо. У меня было 20 съёмочных дней, и я успел попробовать «актёрского хлеба». Это интересная работа, и возможно, я к ней ещё вернусь.

— Кто тебя подтянул?

— Юрий Викторович Белоус. Ему позвонил режиссёр Игорь Ромащенко: «Викторыч, нужен какой-нибудь футболист. Кого можешь предложить?» Он предложил меня. Потом я лично встретился с режиссёром. Всё. И так началась моя карьера актёра.

— Какие вопросы ты задавал режиссёру?

— Я хотел узнать, зачем ему брать футболиста — человека, далёкого от мира кинематографа. Я у него 50 раз это спросил: «Зачем вы это делаете?» Он сказал, что ему нужен такой человек, который не будет играть, как актёр. Я действительно это не могу — люди годами на это учатся. Вроде режиссёр был доволен, претензий не было. Он много хвалил меня, причём перед всеми. Все игроки сборной России — это актёры. Иногда мне было неловко, что так прилюдно меня хвалят. Видимо, я очень прилично играл.

— Кто был из актёров?

— Лёха Воробьёв, Люся Чеботина, Александр Самойленко, Иван Охлобыстин. Плюс молодые ребята-футболисты — начинающие актёры.

— Где снимали?

— Съёмки были и бытовые, и очень много футбола было. Проходили в Новогорске на базе сборной, на стадионах «Динамо» и «Локомотива». Когда смотришь изнутри и на плейбэке, понимаешь, что камера творит чудеса. Будет очень круто! Там много интересных сцен, которые будут цеплять людей. Невозможно, чтобы кто-то не заплакал в кинотеатре.

— Какие это сцены?

— Не могу пока рассказать. Есть секреты фирмы. Ждите премьеру через год и идите в кинотеатр.

— Тебя не раздражало повторять одни и те же действия по 100 раз?

— Непривычно. Тяжело снимать не бытовые сцены, а футбол. Рабочий день — 12 часов, из них по 7-8 ты проводишь на поле, повторяя одну и ту же комбинацию. Если тебе надо бить, подавать, отыгрываться, это много раз надо повторять. Это нудно и тяжело. Зато бытовые — новый опыт жизни. Это круто, это кино.

— Много диалогов?

— Достаточно сцен. Если бы мне год назад сказали, что я буду сниматься в кино, я бы, конечно, посмеялся и не поверил. Теперь я не только футболист, но и актёр.  

— Ночью снимали?

— Да. В 18 вечера начиналась съёмка и до 6 утра. Да, были задержки, когда уходишь в переработки. Самый долгий день был, когда приехал домой в начале 9-го утра. Я говорил неоднократно, что в футбол играть гораздо легче, нежели сниматься в кино. Ты приехал на тренировку, 1,5 часа она идёт — и весь день свободен. А в кино минимум 12-часовой рабочий день.

Были съёмки в жару +30; в конце сентября снимали, когда по ночам холодно; в дождь снимали. Футбол снимать очень тяжело. После футбольных съёмок пластом ложился. Плюс у меня Медиалига. Да, были договорённости с режиссёром, что у меня матчи и за день до игры не задействовать. Я просто не вывез бы физически.

— Во время съёмочного процесса что-то не получалось?

— Помню момент: мне нужно было попасть в определённую точку метров с 5. Я раза с 7-го попал. 

Самый 1-й день был очень нервный, хотя я никогда не боялся ответственности, у меня нет паники. Но в 1-й съёмочный день у меня была съёмка с родителями. Я понимаю, как себя вести, что они актеры, я не смогу играть, как их учат. Я не мог понять, как себя вести после сигнала «Камера, мотор!». Поймал себя на мысли, что свои фразы я заучил, а вот их… И когда мне нужно начинать говорить... У меня на 1-м кадре каменное лицо, потому что я сижу и прокручиваю свои слова. Раз-два-три, и, бывало, говорил раньше или позже. И как робот сидел. Неестественный разговор. 

Мне очень повезло с режиссёром. Виктор Демент — супертоповый мужик! Он объяснял настолько чётко, просто и понятно. Да, мог вспылить, когда дисциплина пропадала — это было 2-3 раза. «Спокойно, расслабься! Не суетись. Сделай так». Это 1-й день был сложный, после этого всё пошло шикарно.

Ещё были от него просьбы: «В данном эпизоде попробуй сыграть с юмором. А тут отреагируй более злостно, вальяжно». Он давал конкретные цели. Как оно получится в итоге, монтаж покажет.

— Жена ревновала?

— К чему?

— Что ты в кино снимаешься. Могут быть сцены отношений и т.д.

— Я сразу спросил, есть ли у меня интимные, постельные сцены. Мне сказали, что нет. Ни с кем не целовался, ничего, и жена спокойна. Поводов для ревности не было. 

«Медиафутбол уже не тот» 

— Ты 1989 года рождения. Как часто тебе говорили, что ты переписанный?

— Ни разу, несмотря на то, что я провёл бо́льшую часть детства за 88 год. Только с середины 9-го класса перешёл в команду своего возраста. 

— А почему?

— Была в Краснодаре сильная команда 88 года, СДЮШОР 5. Это наша школа. И меня туда позвали в 3-м классе. Бывшие футболисты, знакомые отца, водили своих детей и ему тоже предложили. Я был по детству в порядке. Играл ближе к атаке — нападающий или под нападающими. И я был маленького роста. Резко начал расти в 9-10-м классе. Поэтому мазаный — это не про меня.

Фото из личного архива Виталия Дьякова

— Ты рано закончил. Тебя эти разговоры преследовали?

— Нет, даже намёка не было никогда. Я сейчас феерю в Медиалиге, фору молодым могу дать спокойно. Бежать никто не может быстро. Хотя я вообще не бегаю. Всё за счёт мышления.

— Ты в Медиалиге с 1-го сезона. У тебя появился некий скепсис к проекту Николая Осипова?

— Не думаю, что это только ошибка Николая. Это такое видение руководителей команд, которые превратили Медиалигу в какой-то проф. футбол уровня Второй лиги. Я с 1-го дня был в «Броуках». У меня была договорённость, что я играю только тайм — не больше. Я год не играл в футбол. Кроме тенниса и фитнеса, у меня ничего не было. Я больше не хотел играть. Играли тогда блогеры, актёры — это было медиа. Но по ходу того сезона в нашей команде и других стало иначе.

Вот сейчас закончился 4-й сезон. Это уже профессиональный уровень. У команды полноценные сборы, 2-разовые тренировки. Чуть уже тот замысел медиафутбола утерян. Но просмотры меньше не стали, болельщиков становится больше. Медиафутбол уже не тот? Да, не тот. Но сказать, что не туда идёт, не могу. Аудитория становится больше и больше. Просто замысел изменился.

— Какое развитие ты видишь у больших команд? 

— «Броуки», 2D, 10 станут командами Второй лиги. Да, у них останутся медиакоманды. Но тому, что эти клубы перейдут на профессиональный уровень, не удивлюсь. Всё к этому идёт. Дело времени.

— А «Амкал»?

— Им это не особо интересно. Мне кажется, «Амкал» сам себя сжирает или сожрал, потому что у них была своя аудитория — у конкретных футболистов: Федос, Прокоп, Чужой. Сейчас у них пацаны со вторых лиг. Я не слежу за контентом, но мне кажется, болельщикам «Амкала» не совсем нравится это. Медийность не растёт и нет результата. А когда нет медийности и результата, то клуб в стагнации. 

— Ты не удивишься, если медиафутбольные топы пойдут во Вторую лигу. А зачем? Болельщиков в медиафутболе становится больше, разве спонсоры начнут уходить?

— Интерес к медиафутболу есть. Спонсоры останутся. Смысл уходить? Думаю, что в плане коммерческого успеха — да, хороший проект. Если там нет гос. денег, как в проф. футболе, то да. Плюс большие медиакоманды зарабатывают — не на футболе, а на контенте. То, что медиафутбол будет — да. Долго или нет — сложный вопрос. Но спонсоры никуда не уйдут.

— Почему команды Медиалиги, в которой, как ты говоришь, никто не может бегать, обыгрывают проф. команды?

— Вопрос к проф. командам. Значит, уровень во Второй лиге таков, что клубы из медиафутбола могут их обыгрывать. В детстве болел за «Кубань», ходил на стадион. Была сумасшедшая бойня во Второй лиге. Я и сам там играл в 3 зонах, знаю, что это такое. Мужики играли за деньги, премиальные. Нынешняя Вторая лига — мягко говоря, не самого лучшего качества футбол.

«Сегодня вы варитесь в дубле, а завтра можете играть в ЛЧ» 

— Ты сказал, что в детстве играл в нападении. Почему стал в итоге защитником?

— Это было в 18 лет, когда я в «Локо» приехал центральным полузащитником. Через полгода ушёл в аренду в «Сочи», там играл только центрального защитника. Нас в детстве тренер использовал на всех позициях. Александр Михайлович Рубцов мне сразу сказал: «У меня ты будешь играть центрального защитника». Сколько бы я с ним ни спорил, но… У меня были с ним суперотношения до последних дней его жизни: «Михалыч, дай мне хотя полтайма поиграть в атаке!» Меня просто тянуло в атаку. Я очень много забивал. Даже то молодёжное первенство с «Локомотивом», что мы выиграли — я был лучшим бомбардиром. Мячей 10 забил, хотя играл центрального защитника.

— Какой год считаешь талантливым?

— 88 год. Много было сильных пацанов, но никто не заиграл. Когда я приехал в «Локо» и выпускался 88-й, говорили, что суперталантливый год. Но все раздолбаи редкостные: кто-то спился, кто-то снаркоманился. Ещё талантливый был 91 год. В «Локомотиве» это были Кокорин, Полоз, Гатагов, Чочиев, Пилиев, Беляев. Много кто из них заиграл. Был талантливый возраст. Все поиграли на хорошем уровне.

Мой возраст — 89 год. Хоть я и не был никогда в этой сборной, которая выиграла Евро В 2006 году сборная России выиграла чемпионат Европы U17. В турнире могли участвовать футболисты, родившиеся после 1 января 1989-го. Дьяков родился 31-го. там тоже никто особо не заиграл. В РПЛ заиграли Прудников, Горбатенко, Самсонов, Помазан.

— Почему ты туда не попал?

— Из Краснодара тяжело попасть в сборную. Мы как-то играли с ними товарищескую игру. Нам закинули 3-4 мяча. Даже не было разговора, что меня могут вызвать туда. Я миновал все молодёжные, юношеские сборные, попал в Россию-2, вызывался в национальную сборную. Это был отбор на мир к Бразилии. 

— Перед ЧМ-2018 ты играл в Турции. 

— Например, в Томске я не думал о ЧМ, а когда уехал в Турцию, то да. Думал, что на русского, играющего за границей, будут смотреть по-другому. Чемпионат Турции — не самая слабая лига, плюс я начал прилично. Когда я играл, максимум на 3-4-м месте мы шли, а по оценкам защитников я был в топ-3. И пресса была. Всё было нормально.

Там даже Саламыч давал интервью: «Вот Дьяков играет в Турции. Мы за ним следим, всё хорошо». Это меня приободрило, дало импульс, что чемпионат мира через полгода и надо пахать. Даже тренер сказал, что если буду пахать, то он даст мне шанс. Я понял, что у меня есть шанс попасть на ЧМ — а почему нет? Тем более понимал, что нет Березуцких, не было на тот момент Игнашевича. 

Но случилось как случилось. Тренер в клубе просто посадил на лавку. Этот период в Турции меня убил морально. Вроде мне 31, я уже не молодой и не перспективный. Я был уверен в своих силах, но в Турции полгода не играл. После Турции ещё полгода не играл. Думаю, тут моя карьера и закончилась. Поездка в Минск — какая-то попытка вернуться. Я и тогда понимал, что это всё не то. А сейчас и подавно.

— Кого из игроков школы «Локо» ты запомнил?

— Вот Пилиев. Суперсильный, суперталантливый. В силу каких-то причин не смог реализовать свой талант. Мы играли в Нальчике, приехали играть чемпионат Россию по дублю. Проходит время, и он выходит на «Олд Траффорд» против «Манчестер Юнайтед» Ника Пилиев вышел на замену в матче «МЮ» — ЦСКА в Лиге чемпионов-2009/10 (3:3). Это было через месяц. 

— Завидовал?

— Это вообще не про меня. 2009 год, 18 лет — Пилиев попадает из молодёжки «Локо» в основу ЦСКА. Это пример того, что сегодня вы здесь варитесь в дубле, а завтра можете играть в Лиге чемпионов. 

— Беда вашего поколения в том, что сильные иностранцы не давали играть местным?

— В «Локомотиве» мои конкуренты — Дюрица, только да Кошта пришёл, Илич был. Слушай, тренер не враг себе. Он будет ставить сильнейших, тогда из молодых и опытных выбирали вторых. Да Кошту звал Коусейру. В итоге они разосрались, и он ушёл.

— Потому что тот приходил пьяным на тренировки.

— Что-то такое было, но не при мне. То, что да Кошта — отбойный молоток на тренировках, да. Он просто выносил. 

— Это правильно?

— На тренировках явно должно быть уважение. Но есть такая когорта футболистов, которые не хотят нанести увечья и травмы, но в силу того, что они жёсткие и так играют, такое случается. Да Кошта был из числа таких.

Раньше было много иностранцев, причём сильных. Если они и есть сейчас, то в «Зените» и, может быть, «Спартаке». Если взять «Ростов» моих времён, это Канга, Баштуш. Сейчас взять «Факел» воронежский — сильные иностранцы есть? Иностранцы есть, сильных нет. А зачем их привозить?!

— И Полоз из «Локо» с тобой был в Ростове.

— Полоза я перетащил в Ростов за собой. 

— Как?

— Когда я договорился с Белоусом, он у меня спросил, кого я могу рекомендовать — «Есть Дима Полоз и Гоша Нуров». Дима приехал, а Гоша выбрал «Рубин». Я ему говорил, что там Бердыев, с молодыми туго будет. Он после этого и закончил. А мы вместе с Полозом выиграли Кубок В финале Кубка России-2013/14 «Ростов» по пенальти победил «Краснодар». Дьяков провёл весь матч и забил в серии пенальти. Полоз вышел на замену и тоже вколотил с точки. Ещё за «Ростов» играл некто Артём Дзюба. 

У Полоза было 0 предложений. Я видел, что он сильный, перспективный футболист. Он в «Локо» выходил пару раз. Контракт заканчивался, ему новый не предлагали, на него не рассчитывали. Я ему сказал про «Ростов» — так и вышло.

— Про иностранцев. Если сейчас интегрировать Клаудиньо в «Монако» или «Арсенал», он там тоже будет сильный?

— Вот пример Промеса. Ушёл в «Севилью». Он там был тем Промесом, который был в «Спартаке»? Таких, как Промес, куча. Это тут ты Промес и ты топ, а там есть свои молодые. За границей не смотрят ни на паспорт, ни на национальность. Сейчас у нас так начали делать. Только лет на 10-15 опоздали.

— Он не был там на ведущих ролях, потому что играл в России?

— Тут Россию не надо приплетать. Это не причём. Промес понимает, что тут он сильный футболист, всё получается и где-то можно отдохнуть, взять паузу. А там ежедневно надо вкалывать на каждой тренировке, потому что на твоё место претендует 25 Промесов. 

А в случае Клаудиньо от него будет зависеть. Но я не думаю, что ему хочется уходить, если, как ты говоришь, у него 6-8 миллионов евро. Там ему такую зарплату не сделают.

— Заслуженная зарплата?

— Для нашего футбола нет. В нашем футболе не может быть таких зарплат.

— Но ты в такое веришь?

— Может, ты чуть завысил, но не хочу лезть в чужой карман. В «Зените» есть такие зарплаты.

«Нереально стать тренером "Спартака" без пройденного этапа» 

— Почему тренерство?

— Нравится. Во время карьеры своей знал, что хочу и буду тренировать. Пошёл учиться. Сейчас на Б отучился, идёт стаж.

— Кто в твоей группе был?

— Тёма Ребров, Саня Шешуков, Козко. 

— Как ты относишься к Мостовому в прессе и его идеологии, что футбол и так всё придумал и чему Александра можно научить?

— Это проблема не только Мостового. Но для него это не проблема. В целом все думают: «Я футболист. Я всё знаю. Я играл в футбол, я и так всё умею и легко буду тренером». Естественно, надо учиться. Играть в футбол и тренировать — это абсолютно разные вещи. И не каждый может перестроиться и это понять. Человек, закончивший с футболом, который хочет стать тренером, но не убил в себе футболиста и смотрит на футбол со стороны игрока — это неправильно. 

Мне ничего не помешает тренировать. Опыт футболиста поможет поставить себя, будучи тренером, на место игроков. От многих людей, кто стал тренером, слышишь такие фразы: «Я играл», «Мы в порядке» — это не совсем правильно и не про меня. Когда я буду главным тренером, футболисты от меня такого не услышат. 

— Я брал интервью у Широкова и спросил про Мостового. Александр сказал, что не хочет в «Сатурн», потому что ждёт «Спартак».

— Я думаю, нереально стать тренером «Спартака» без пройденного этапа. Мы видели, как люди заканчивали. Например, Березуцкий в ЦСКА — тяжело было. Нелегко быть сразу тренером такого клуба, как ЦСКА. Вот Игнашевич. Побыл в «Торпедо», шаг за шагом, постепенно идёт к какой-то цели — к большому клубу. Сложно сразу стать тренером ЦСКА или «Спартака».

Тем более когда тренируешь людей, с которыми ты недавно играл. Ты с ними приятель, друг, крёстный, родственник — это нелегко. Я играю за «Деньги», и мне Стас сказал: «Ты — главный тренер». Пусть даже это Медиалига, не всё так серьёзно. Мне надо тренировать Тигу, Логаша — ребят, с кем я дружу. У нас какие отношения были, такие и есть. Я не могу их заставить со мной общаться так-то и так-то. В прикол они называют меня Саныч. Если в Медиалиге это допустимо, то на проф. уровне невозможно. 

— Какая у тебя цель?

— Хочу тренировать «Ювентус». Буду к этой цели идти. Что мне довольствоваться «Факелом» воронежским или «Тосно»? Учиться на тренера непросто, нелегко и, главное, небыстро. Это долгий путь, который займёт много времени.

— А почему «Ювентус»?

— Я фанат Дель Пьеро с детства. Знаю о нём всё. У меня были все постеры, журналы, книжки. Даже есть книги на итальянском.

— Чем тебе так нравится Дель Пьеро?

— Помню, как показывали ЛЧ по каналу НТВ по вторникам и средам. А после показывали обзор. После матчей в большинстве случаев я спал, но по утрам был повтор дневника Лиги чемпионов. Как-то увидел «Ювентус» и Дель Пьеро, когда они выиграли ЛЧ. Алессандро феерил тогда. И с сезона-95/96 болею за «Ювентус».

— По карьере с ним не пересекался?

— Дель Пьеро несколько лет назад приезжал в Москву. Я случайно в Инстаграме (соцсеть является частью Meta, признанной экстремистской организацией, запрещена в РФ) увидел фотку с Дель Пьеро на Красной площади. Я узнал, что он приехал в Москву на мероприятие. Говорю жене, что мне срочно надо пропуск на это мероприятие. Жена сделала пропуск — это было в Барвихе. Моя цель была сфоткаться. Я сфоткался, взял 2 его книжки, он расписался. Это была мечта с детства!

С 7 лет я фанатею за «Ювентус», за сборную, за Дель Пьеро. Я видел все его матчи, все его голы. Не видел только матчей вживую и его — собственно, до этого момента. Мечта детства сбылась. Как будто в космос слетал. Вроде 30 лет, блин, а у меня эмоций столько было, просто ***** ! Кто-то скажет: «Дурак… Тебе 30 лет, состоятельный, на ***** это тебе?» Может, меня не поймут, но для меня было круто.

— У тебя есть комплексы?

— Нет.

— А страхи?

— Высота и змеи. Высота появилась лет 10 назад. А змей я боюсь всю жизнь. У многих есть страх не самореализовать себя в чём-то. Я начал только в 23 играть в Премьер-лиге, но не сомневался ни на секунду, что буду футболистом и играть в Премьер-лиге. Это было нелегко, тяжело, долго.

— А по поводу высоты как понял?

— Я даже не помню. Как-то поймал на мысли, что на высоте стрёмно. Но это был не самолет — я не боюсь летать на самолётах. Это было какое-то колесо обозрения на ВДНХ, или на Эйфелевой башне, или Будж-Халифе. Я приезжаю к родителям в Краснодар, выхожу на балкон на 5-м этаже — не по себе. Приобретённое.

А змей всю жизнь боюсь. Какой-то страх. Помню, с женой были на Бали, поехали на экскурсию на рисовые плантации. Там долго ходить, круто, красиво, пофоткаться можно. Мы были с частным гидом — только мы вдвоем и гид. И рядом со мной стоит мужик, и у него по ногам ползает змея! Местные дети начали шугать её, ловить. Я говорю: «Всё! Стоп! Мы не идём, разворачиваемся и уходим». 

Читайте также: