Законопроект о едином регуляторе букмекерства сырой и идёт вразрез с политикой государства

Об эксперте:
Президент СРО «Ассоциация букмекерских контор» (СРО БК). С отличием окончила Московскую государственную юридическую академию по специальности «Юриспруденция» и Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». На протяжении последних 10 с лишним лет являлась независимым консультантом ряда российских и западных лотерейных и букмекерских компаний, занимала должности вице-президента Национальной Ассоциации букмекеров и члена правления СРО букмекеров.

Меня искренне удивляет скорость, с которой законопроект о создании Единого регулятора азартных игр буквально проталкивают сквозь парламент. Документ сырой и очень болезненный для легального букмекерства. Авторы законопроекта пошли вразрез с мнением президента страны, который убеждён, что необходимо уменьшать административное давление на бизнес, а не создавать новые структуры по контролю над ним.

Мне совершенно не понятно, что конкретно не устраивает авторов законопроекта в работе нынешних двух букмекерских СРО и ЦУПИС. У государственных контролирующих органов нет совершенно никаких претензий по эффективности работы СРО. Контроль над букмекерством в России сейчас всеобъемлющий и эффективный, но депутатам-авторам законопроекта всё это, видимо, неинтересно.

Как известно, доходность контор выражается в разнице между принятыми ставками и выплаченными выигрышами, то есть букмекерской маржой. Величина подобной маржи в РФ составляет в среднем 8-10%, что соответствует общемировой практике для сохранения конкурентности отечественного рынка.

Новым законопроектом предусматривается, что величина целевых отчислений составляет 1% от доходов букмекера. При этом понятие «доход» не раскрывается. На заседании Госдумы при обсуждении документа в первом чтении было дано пояснение, что под доходом будут пониматься все суммы принятых ставок без учёта выплаченных выигрышей. Но это не соответствует экономически обоснованному порядку определения базы для расчёта вознаграждения в виде разницы между суммами принятых ставок и выплаченных выигрышей и существенно нарушает текущую экономику букмекерских контор.

В законопроекте предусматривается и создание Единого центра учёта переводов ставок (ЕЦУП), являющегося кредитной организацией. Согласно закону «О банках и банковской деятельности», основной целью кредитной организации является извлечение прибыли. Таким образом, при осуществлении предусмотренного законом функционала ЕЦУП будет также взимать комиссию от оборота организатора азартных игр. При этом механизм рыночного регулирования комиссии будет отсутствовать ввиду монопольного положения ЕЦУП на рынке, предусмотренного законопроектом.

На текущий же момент регулирование комиссии за услуги центров учёта переводов интерактивных ставок букмекерских контор и тотализаторов осуществляется рыночным путем за счёт существования двух ЦУПИС. Упраздняя текущие нормы, законопроект о едином регуляторе создаёт правовое поле для существования монополии коммерческой организации на рынке.

Важно также отметить, что для поступающих в ЕЦУП как в коммерческую организацию комиссий законопроектом не предусмотрено расходование на нужды спорта – то есть сама предложенная конструкция не способствует достижению поставленных целей дополнительного финансирования профессионального и массового спорта.

Согласно законопроекту, единый регулятор наделяется правом осуществлять приносящую доход деятельность, направленную на достижение его целей. Одной из целей заявлено увеличение финансирования отрасли физической культуры и спорта. Однако законопроектом предусмотрено, что компания-регулятор перечисляет субъектам профессионального спорта только целевые отчисления, удержанные у организаторов азартных игр.

Положений о порядке направления дохода компании на увеличение финансирования спортивной отрасли документ не содержит. Из этого следует, что доход Единого регулятора будет оставаться в самой компании и к финансированию физической культуры и спорта не имеет отношения. Я убеждена, что законопроект совершенно не отвечает поставленной цели привлечения дополнительного финансирования российского спорта.

Документ также не учитывает ещё один ключевой экономический фактор: в настоящее время букмекерские конторы являются важнейшим источником финансирования спорта в стране за счёт спонсорских контрактов и размещения рекламы на федеральных телеканалах. Например, за 2019 год 69% доходов РФС принесли именно спонсоры и рекламодатели, а на спонсорство спорта российские лицензионные БК, по некоторым оценкам, потратили около 5 миллиардов рублей.

Введение нового монопольного регулирования приведет к радикальному уменьшению или исчезновению таких значительных источников финансирования российского спорта, которые в том числе сопутствовали увеличению объёма ставок для самих БК, а, следовательно, и размеров целевых отчислений. Всё это в совокупности может привести к существенному сокращению доходов российского спорта без очевидных преимуществ для государства при введении данной модели по сравнению с текущим регулированием.

Я считаю, отрасль вправе получить ответ на вопрос, почему депутаты возжелали создать монополиста и в чьих интересах они действуют. Потому что господа Станкевич и Дерябкин доказывают принятой в первом чтении редакцией законопроекта, что их желание уничтожить легальное букмекерство и превратить его из конкурентной бизнес-среды в способ сверхзаработков одной-двух крупнейших частных компаний под управлением регулятора-монополиста прямо противоречит политике государства.

Опять же, при создании данного законопроекта никто из специалистов индустрии букмекерства не привлекался его авторами к консультациям. Это просто неприемлемо. Как результат – документ-полуфабрикат, которым возмущено всё бизнес-сообщество.

Отрицательные отзывы на законопроект уже подали многие министерства и ведомства – в частности, Минфин, Минспорта, Минюст, ФНС. Но это не помешало депутатам в первом чтении проголосовать за данную редакцию. Подобное поведение парламентариев вызывает массу вопросов.

Как обронил господин Станкевич, следующий этап – госмонополия. Так может, авторам законопроекта, что убивают отрасль, совсем не стоит скрывать своих желаний и сразу заявить об этом, чтобы все легальные БК ушли с российского рынка и спорт перестал полностью получать целевые отчисления от букмекеров?

Читайте также: