Букмекеров «подводят» под закон о госконтроле. Какие последствия?

Очередные регулятивные нововведения.

Совсем не новость, конечно, но российские власти намерены жёстко контролировать рынок азартных игр и предпринимают последовательные шаги в этом направлении. Контролирующие органы активно готовятся к 1 октября и появлению Единого регулятора, на протяжении последних месяцев приводя в соответствие все необходимые документы. На сайте проектов нормативных актов то и дело появлялись разнообразные приказы об отмене предыдущих приказов, утверждении форм взаимодействия и отчётности (вот пример). Здесь всё логично и вопросов не вызывает. Сейчас интерес представляет пара новых инициатив, которые свидетельствуют о желании усилить контроль над операторами.

Первый документ — проект постановления, которое уже находится на рассмотрении в правительстве, о внесении изменений в положение о лицензировании. В нём среди прочего уточняется, какие именно виды профилактических мероприятий может применять лицензирующий орган. Особенно нравится (не новый для российского законодательства) термин «профилактический визит» — сразу на ум приходят люди в штатском :)

Привлекает внимание и 16-й пункт — правда, чисто с филологических позиций: там всё те же наблюдение за соблюдением требований и внеплановые проверки, но если в предыдущей редакции это предусматривалось законом о защите юридических лиц, то в предлагаемой — законом о госконтроле. Защита юрлиц бизнесу, наверное, как-то ближе, чем госконтроль. Кстати, что там насчёт дублирования законодательных норм? По словам партнёра агентства 4H Ивана Курочкина, этой проблемы в конкретном случае не существует:

Сам по себе закон о госконтроле в некоторой части дублирует (в каких-то местах конкретизирует) положения закона о защите юридических лиц, однако это не приведёт к дублированию норм, которые могут относиться к деятельности букмекерских контор, так как букмекерская деятельность выводится из-под действия закона о защите юридических лиц. Это скорее приведение в соответствие всего законодательства, так как закон о госконтроле призван заменить закон о защите прав юридических лиц.

Чуть более интересен в этом плане разработанный перечень индикаторов риска при ведении азартного бизнеса. Если (а точнее когда) проект приказа Минфина примут, регуляторы получат точные количественные показатели, обнаружив которые можно прищурить государственный глаз и взять лупу для детального изучения конкретной компании. 

Например, если количество событий, на которые букмекер принимает ставки, увеличилось по сравнению с предыдущим кварталом в 1,5 раза — есть риск нарушения, надо проверить. Другой индикатор — рост количества ставок в два раза. При таких правилах БК Pin-up.ru точно проверили бы, когда в 2020-м объём пари скакнул на 700% после взрывного рукоблудия её амбассадора. 

Резкий рост выручки, безусловно, может быть признаком манипуляций и даже отмывания средств. А может — и чисто бизнесовой историей, когда сработал маркетинг или бомбанул продукт. Что если БК предлагала клиентам несколько ограниченную линию, а потом вложила ещё денег и докупила событий? Она, ничего не нарушив, попадает под проверку? Или речь идёт о том, что регуляторы всё проверят в автоматическом режиме, не взаимодействуя с букмекером или тотализатором, и те ничего даже не узнают?

Пока точно утверждать сложно, однако то, что индикаторы риска создают веский повод провести проверку, — это 100%. Об этом говорит и глава Первой СРО букмекеров Николай Оганезов, который также обращает внимание на момент выхода проекта приказа. В четвёртом квартале в связи с изменением правил расчёта ожидается рост объёма целевых отчислений, и за этот рост можно зацепиться:

Не стоит исключать тот вариант, что проект приказа Минфина не просто появился в преддверии 1 октября, когда по результатам последующего четвёртого квартала фискальные органы ожидают резкий скачок в росте целевых отчислений (даже с учётом разницы ввиду нового алгоритма исчисления ЦО), значительно отличающийся от показателей некоторых БК в течение всего года. Этот приказ выступит дополнительным инструментом, с помощью которого возникнут основания для внеплановой проверки таких операторов.

Руководитель СРО также считает, что в проекте приказа обойдён вниманием вопрос «визуализации» спортивных событий в деятельности букмекерских контор и тотализаторов. «Не секрет, что использование такой "визуализации" в своём большинстве сопряжено с необходимостью использования частоповторяющихся событий, которые присутствуют лишь в некоторых видах спорта. Это в ряде случаев является индикатором того, что БК принимает ставки на события с нарушением законодательства», — отмечает Оганезов.

В итоге всё привычно упирается в правоприменение: вопрос в том, как именно власти будут пользоваться такими инструментами, особенно с учётом того, что двумя другими индикаторами признаются факты несоответствия сведений о владельцах компании и техническом состоянии оборудования. Любой букмекер за минуту найдёт парочку физических лиц, которые напишут о несоответствии оборудования другого букмекера. Нет ли здесь опасности усиления чёрных методов конкурентной борьбы? Да мы сейчас закидаем вашу ФНС заявками о несоответствии (и что это вообще такое, хотелось бы узнать конкретнее)! 

Николай Оганезов подчёркивает, что такой риск есть:

В своей основе проект приказа не содержит чётких критериев указанных индикаторов, преобладает оценочный характер, не предполагающий объективных и подтверждённых данных о несоответствии букмекера тем или иным требованиям. В нынешних реалиях это может использоваться недобросовестными лицами в целях элементарного манипулирования и шантажа, дезорганизации проверками и оказания вредоносного влияния на деятельность БК.

Шантаж, угрозы, маркетинг Ⓒ

Так или иначе, один железный вывод можно сделать — БК и тото «запихивают» под 248-ФЗ о государственном и муниципальном контроле. Для начала администрация президента (давайте называть вещи своими именами) через Умара Кремлёва взяла организационную власть на рынке, убрав необходимость СРО; затем вместе с ВТБ подмяла под себя финансовую составляющую, поглотив «Мобильную карту»; а теперь будет пристально следить за тем, чтобы все эти деньги не проходили мимо. На случай если кто-то решит пошалить.

Букмекеры, конечно, будут недовольны: жёсткий контроль, лишние проверки, дополнительные инструменты административного давления, риск шантажа — всё это не тот ландшафт, который любит бизнес (ему иногда вообще офшоры подавай). Ну зато шансов не работать вбелую всё меньше и меньше. 

Читайте также: